Храмы Московского кремля.
На днях в средствах массовой информации появилась новость о том, что патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) «предложил упомянуть Бога в Конституции». Об этом, в частности, пишет агентство «РИА Новости» (https://ria.ru/20200202/1564152511.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews).
По-началу я, как православный христианин, возрадовался. Ведь для нас, верующих людей, главное в жизни – это Бог, Он основа бытия, Он наш небесный Отец, Который любит каждого из нас сильнее самой нежной матери и самого доброго отца на земле. Ему мы обязаны всем – Бог взошёл на Крест, чтобы избавить человека от вечной смерти, как говорит апостол: «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20).
Иерусалим. Голгофа. Место крестных страданий Спасителя.
Но, поразмыслив немного, мне пришли на память слова Господа нашего Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6). Подтверждением тому стали многочисленные комментарии как противников, так и сторонников предложения патриарха, которые как лакмусовая бумажка определили несвоевременность такого шага.
Всему своё время, как говорит Слово Божие: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (Еккл. 3:1-8).
Екклесиаст – Святой пророк Соломон. Икона. 1490г.
Очевидно, что современное российское общество не готово искренне исповедовать Бога, даже наоборот. И здесь нельзя винить только советскую безбожную власть, развалившуюся в конце ХХ века, или современную безудержную пропаганду греха на телевидении. Сам патриарх Кирилл (Гундяев) делает всё для того, чтобы насадить в народе атеизм, хотя сам, по-видимому, этого не понимает.
Если сегодня предложение патриарха будет принято, то оно станет чудовищной профанацией, насмешкой над верой в Бога.
Во-первых, это потому, что, я так понимаю, предстоятель Московской патриархии по своей укоренившейся привычке верит в волшебную силу приказа. Ему кажется, что стоит всего-то внести в Конституцию упоминание о Боге и народ станет верующим, ведь Конституцию должны все соблюдать, а кто не станет, того заставят.
Все церковные реформы патриарха Кирилла (Гундяева) основаны на такой нехитрой вере. И несмотря на то, что всё развалилось, итоги разрушительной деятельности его ничему не учат. Приведу вкратце только два примера, иначе придётся писать целую книгу.
Первый. Создание в приказном порядке молодёжных, миссионерских, образовательных и прочих отделов в епархиях и их представительств на приходах, с обязательным утверждением штатных должностей руководителей новосозданных структур и их подразделений. По мысли патриарха данная мера должна была привести к количественному росту прихожан и вообще верующих. Но в результате такой деятельности рост прекратился, а он, надо сказать ещё был в начале патриаршества Кирилла, и сейчас церковное руководство вынуждено признать, что дела стали весьма плохи.
Второй пример. Стараниями многих простых священников к моменту восшествия на патриарший престол Кирилла велась серьёзная духовная работа с заключёнными и военнослужащими. Всё это происходило на добровольной основе, в основном стихийно. Несмотря на кажущуюся неорганизованность, такая работа приносила реальные плоды. Священник, посещавший войска или пенитенциарные учреждения, воспринимался военнослужащими, заключёнными и сотрудниками органично.
Игумен Савва (Молчанов) не за страх, а за совесть трудился на ниве военного духовенства. Летом 2019 указом патриарха Кирилла (Гундяева) уволен за штат.
Любой, от генерала до простого солдата или заключённого, мог обратиться к батюшке и получить духовную помощь. Священник, как лицо церковное, не связанное с государственной системой никакими условностями, был желанным гостем в царстве приказов и несвободы.
Но что сделали? В обязательном порядке на основе договорённости между Московской патриархией и государственными службами прикрепили священников к определённым воинским частям и учреждениям. Ввели их в штат сотрудников и даже выписали определённый оклад. К чему это привело? А привело к тому, что священник, получив официальную должность, потерял свободу действий, которая была у него до этого. Добровольцы превратились в назначенцев.
Мне рассказывал один молодой батюшка, вроде бы из Костромской епархии, как его приписали к военной части в качестве штатной единицы. По приказу он стал подчинённым командиру части, который оказался человеком невоспитанным и недалёким. Этот командир перед строем солдат потребовал от священника, чтобы он постригся и подравнял бороду и вообще постоянно вёл себя по отношению к нему по-хамски при личном составе. Когда батюшка пытался искать защиты в епархии, то ему дали понять, что они выполняют указания патриархии о военных священниках, поэтому пусть терпит.
В результате таких неумных действий чиновников Московской патриархии из орбиты действий православных пастырей выпало огромное число людей для возможной проповеди. И вообще, во многом, добровольная миссионерская деятельность сменилась на обязательную, что тоже очень скоро дало свои отрицательные плоды.
Возвращаясь к предложению патриарха о поправках в Конституцию, приведу второй аргумент против его инициативы.
Как сообщает «РИА Новости», комментируя эту идею, «Первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов допустил возможность упоминания Бога в Конституции», потому что основному закону Российской Федерации «мнение предстоятеля РПЦ не противоречит, поскольку речь идет о Боге как некой абстракции, которая исповедуется разными религиями, а не имеется в виду установление какой-либо одной религии как официальной».
Михаил Емельянов. Первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству.
Информационное агентство уточняет, что патриарх Кирилл «говорит не только о православных, но и о мусульманах и "многих, о многих других"».
С такой позицией руководителя Московской патриархии мы, как православные христиане, согласиться никак не можем, ибо она противоречит Слову Божию, отвергая веру в Бога Святую Троицу. Господь наш Иисус Христос объясняет всем нам: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27).
Это означает, что без признания Господа нашего Иисуса Христа Богом, невозможно правильно веровать в Бога Отца. Иначе всё скатывается до догадок и измышлений ограниченного человеческого рассудка, а в других случаях освобождается место для влияния злой духовной силы.
Когда мы говорим о Боге Отце, то мы думаем о Сыне Божием Господе нашем Иисусе Христе и о Боге Духе Святом. В богослужебных песнопениях Православной Церкви поётся: «Приидите людие, Триипостасному Божеству поклонимся!».
Троица. Преп. Андрей Рублев. Икона 1410 г.
Никакая другая альтернатива невозможна.
Патриарх Кирилл формально является лидером православных христиан России и его задача, как православного архиерея, донести до внешних чаяния верующего народа, а не наоборот. Патриарх – должность выборная, его выбирает церковный народ не для того, чтобы ему покланяться или безпрекословно подчиняться, а чтобы он, используя свои таланты, как добрый христианин, хранил веру православную в чистоте и представлял перед неверующими волю простых прихожан.
В обсуждаемом предложении патриарха невозможно увидеть заботу о православных, видна только очередная политическая игра. Я бы понял эту инициативу, если бы она исходила от некоего руководителя всех религиозных конфессий России. Но к православной вере она отношения не имеет.
Добрый епископ должен говорить от имени верующих так, как этому учит православная вера, нравится это кому-то или нет.
Как актуально в этом контексте звучат слова, сказанные в далёком 1952 году великим русским мыслителем Иваном Александровичем Ильиным: «Внешнее само по себе не обезпечивает человеку ни духовности, ни духовного спасения; никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни честности, ни благородства. Истинное обновление идет не от внешнего внутрь, не от формы к содержанию, не от видимости к существу, а обратно. И странно, даже страшно доказывать это через 2000 лет после Рождества Христова; странно потому, что люди, по-видимому, прошли мимо Христианства; страшно потому, что мы не видим, чем и как восстановить и утвердить не принятое откровение… Итак: русскому народу необходимо духовное возрождение и обновление» (И.А. Ильин. «Наши задачи». Том 2. Стр. 38-39. М. Русская книга. 1993.).
Иван Александрович Ильин.
Ни о каком обновлении и возрождении народа говорить не приходится пока церковные люди не будут искренне исполнять слова Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19,20). Никакие инициативы и приказы не способны тронуть сердца измученных грехом людей. Только собственный пример христианской жизни способен сделать так, что страна воспрянет и народ сам попросит внести Имя Божие в основной закон России.
Нестеров М.В. «Страстная седмица» 1933-34 г.г.
Комментарии
Оставьте комментарий